14 тысяч миль за кормой

К началу Великой Отечественной войны М. И. Новиков — старший помощник траулера «Абрек». 22 июня судно находилось на промысле в Баренцевом море. Узнав о нападении Германии на Советский Союз, рыбаки вернулись в родной порт с 220 тоннами рыбы.

Стране были нужны не только воины и оружие, поэтому военизированный к началу августа «Абрек» под командованием Петра Михайловича Порядина снова пошёл на «рыбалку». На северо-востоке от острова Колгуев в одном месте за 12 суток наловили 80 тонн пикши.

Вышли на промысел и траулеры «Енисей», «Коминтерн», «Сом», а домой не вернулись, погибли…

В сентябре 1941 года Михаил Новиков стал командиром сторожевого корабля, бывшего траулера «Серго Орджоникидзе». СКР-74 имел две старенькие 45‑миллиметровые пушки и два пулемёта «максим». Экипаж укомплектовали в основном из рыбаков тралового флота.

У неважно вооружённого сторожевика было большое преимущество перед другими кораблями: «неваляшка» был способен в самую штормовую погоду не отстаиваться в затишье. Однако обледенение было большой проблемой и для СКРов.

Позднее, с улучшением вооружённости, пришли на корабль кадровые офицеры военного флота.

Первая встреча с противником произошла в порту Кемь, куда СК Р-74 привёл транспорт с военными грузами, — налетели «юнкерсы». Самолёты врага не оставляли наших моряков в покое и позже. Особенно тяжёлой была весна 1942 года. Только в мае гитлеровская авиация сбросила на корабль 70 бомб, он получил 20 пробоин. Пять человек были ранены.

Сторожевые корабли типа «РТ» сопровождали караваны с войсками, продовольствием, углём. Ходили до Новой Земли, к Югорскому и Маточкину Шару.

Однажды бывший «Серго Орджоникидзе» стал терять ход — оказалось, потекли трубки в одном из котлов, которые требовалось немедленно заглушить. Залезть в огненную топку вызвались два котельных машиниста Валентин Новожилов и Дмитрий Рыбкин. Их «приодели», облили водой — и стали они нырять поочерёдно в огонь. Сделали всё, как надо. От ордера корабль не отстал.

Летом 1942 года на «Красной Кузнице» усилили корпус сторожевика ледовым поясом, поставили башенные 76‑миллиметровые орудия, «максимы» заменили на скорострельные «эрликоны». Установили также дальномер и пеленгатор на верхнем мостике, сигнальные прожектора. Появилась химустановка. И прочее.

Моряки внесли значительные средства на строительство авиаэскадрильи «Советское Заполярье».

За всю войну корабль под командованием старшего лейтенанта Новикова прошёл 14 000 морских миль, не потерял ни одного транспорта. Но всё это время опасность можно было ждать на каждом кабельтове (185,2 метра)… При нахождении в дозоре СКР подорвался на мине, получил серьёзные повреждения, часть личного состава вышла из строя. Командир не растерялся, принял экстренные меры по обеспечению живучести и плавучести корабля, привёл его в базу для ремонта.

В июле 1943 года на подходе к острову Колгуев — опять «рогатая смерть». Погибли 14 моряков. Командир получил контузию. Старшина первой статьи Николай Березин прискакал в перевязочную. В лице ни кровинки, нога перебита выше щиколотки и висит на лоскуте кожи. Он сказал военфельдшеру В. В. Белобородову: «Доктор, дай ножницы». Сам обрезал ногу и бросил в таз. Стойко перенёс процедуру обработки культи.

Кока считали погибшим, а он — белоснежная спецовка в лохмотьях, крови и саже — пришёл к фельдшеру и первым делом спросил, чем кормить команду, ведь «все пирожки сгорели»… А был он серьёзно ранен. В госпитале боялись за его жизнь, но он выжил.

Корабль отремонтировали — и снова море, дозоры, походы, конвои.

Во время войны М. И. Новиков награждён медалью «За оборону Советского Заполярья» и двумя орденами Отечественной войны — второй и первой степени.

…И опять траловый флот. Его траулер «Дельфин» стал флагманом флота. Капитан Новиков в 1957 году награждён орденом Трудового Красного Знамени. С 1959 года Михаил Иванович трудился заместителем начальника Управления Архтралфлота. В 1963 году награждён вторым орденом Трудового Красного Знамени. По состоянию здоровья оставил любимое рыбацкое дело в 1980 году в возрасте 68 лет.

Из 81-го прожитого года отдано рыбной отрасли Севера Михаилом Ивановичем более полувека.

Владимир ЛУПАЧЕВ