Антуфьев Иван Алексеевич, военный лоцман

Северные конвои — 80: В бой пошли рыбаки

В Архангельском траловом флоте вспоминают своих героев — моряков «огненных миль»

Г. А. Могутов

И. А. Антуфьев

М. И. Новиков

Две «похоронки», два ордена

Великую Отечественную войну 26-летний Иван Антуфьев встретил старпомом рыболовного траулера. «Индига» стала сторожевым кораблём, а выпускник морского техникума Антуфьев — командиром двух боевых частей, штурманской и службы наблюдения и связи. Но при формировании подразделений морской пехоты лейтенант Антуфьев с января 1942 года — командир взвода автоматчиков на Карельском фронте. Штурмуя заснеженные кольские сопки, морпехи дрались отчаянно. Затем — десантные операции. Комвзода Антуфьев тяжело ранен и контужен при взятии сильно укреплённого дзота. Домой, в Патракеевку, ушла «похоронка»…

А лейтенант лечился в госпитале. По излечении отправлен в Полярное, на главную базу Северного флота. Об Антуфьеве был осведомлён начальник военно-лоцманской службы Северного флота, уроженец Архангельска Фёдор Ефимович Ушаков. Вызвал земляка к себе: дескать, знаю, что вы потомственный помор, а рыбак — дважды моряк; подходы к Мурманску и Архангельску вам известны, займётесь проводкой союзных караванов. И Антуфьев Иван Алексеевич приступил к новым обязанностям.

Десятки буксиров, барж, транспортов провёл лоцман Антуфьев на театре боевых действий в Белом, Баренцевом и Карском морях. Очень скоро не в новинку стали для него атаки надводных и подводных кораблей и самолётов противника. А что такое, скажем, транспорт, начинённый тысячами тонн боеприпасов? Один неудачный манёвр — и все погибли. А если судно в порту, где маневрирование затруднено, то и от причалов — рожки да ножки…

Военный лоцман нёс полную ответственность за проводку. Капитан подчинялся ему полностью. Информацию об изменениях в навигационной обстановке капитан не получал, доступна она была лоцману.

Военному лоцману надо было знать многое. В частности, флажной и световой семафор для своевременных контактов с постами наблюдения и связи, кораблями охранения и транспортами.

Не раз участвовал Иван Алексеевич в проводке одиночных транспортов, в том числе в Архангельск.

В апреле 1943 года Антуфьев шёл на «Онеге» в бухту Озерко. На борту 300 военнослужащих, в трюмах мины и лес, на палубе — тоже лес. С левого борта берег до бухты Кутовая занят немцами, справа — полуостров Рыбачий. В районе мыса Эйна — обстрел из Кутовой. На форсированном ходу транспорт под командованием капитана Степанского удачно уклонился от снарядов. Два самолёта тоже не повредили судно. Но при разгрузке транспорта в Мотовском заливе бомба «юнкерса» попала в правый борт парохода. Погибли 11 членов экипажа, в том числе капитан. Лоцман Антуфьев, находившийся в рубке вместе с ним, получил с десяток осколков и тяжёлую контузию (последствия её ощущал всю оставшуюся жизнь). Однако пока не потерял сознание, лоцман руководил спасательными работами… Он снова лечился в госпитале, а в Патракеевке опять прочитали «похоронку» на него.

Из воспоминаний И. А. Антуфьева: «Особенно интенсивными лоцманские проводки в Кольском заливе были в ноябре–декабре 1943 года. Перед вводом союзных конвоев инструктировал лоцманов командующий флотом адмирал Арсений Григорьевич Головко; уточнялся план приёма конвоя. Особо памятен ввод каравана в залив в канун 1944 года — сплошной туман… Вначале мы успешно провели на Североморский рейд линкоры, крейсера, тяжёлые крейсера, авианосец. „Моим“ был тяжёлый крейсер „Ямайка“. Ориентировались в тумане исключительно по звуковым сигналам маяков — Ретинский, Великий, Белокаменка, Мишуков».

В 1941–1945 годах военные лоцманы Северного флота и Беломорской военной флотилии провели 7433 корабля и транспорта общим водоизмещением более 62 миллионов тонн.

В конце войны И. А. Антуфьев воевал лоцманом и на Дунайской флотилии. Победу начальник военно-лоцманского пункта флотилии встретил в Будапеште.

Награды Ивана Алексеевича — два ордена Красной Звезды, медали «За боевые заслуги», «За оборону Советского Заполярья».

Его военно-морская служба продолжилась и после Победного мая. Иван Алексеевич командовал гидрографическим кораблём.

Капитан второго ранга в отставке И. А. Антуфьев вернулся в траловый флот. С 1960 года работал морским инспектором, затем — начальником портового надзора, отвечал за готовность к выходу в море промысловых судов и их экипажей. Стал в тралфлоте первым председателем совета ветеранов Великой Отечественной войны. В 1994 году ему исполнилось бы 80 лет.