Мой прадед Степан Ефимович Блакитный родился 5 января 1886г. в селе на Херсонщине.

Юношей, в начале 20-го века начал ходить в море в Одессе. От кочегара вырос до механика. В Одессе же познакомился с будущей женой, там родились и старшие дети.

Когда семья стала разрастаться, Степан построил свой дом в с. Малые Клины (рядом с Голой пристанью), тем более что после перенесенного туберкулеза врачи ему рекомендовали степной воздух.

Жили хорошо. Заработок Степана позволял содержать жену, пятерых детей, большой дом и хозяйство, скот (в том числе лошадей) и нанимать работников в помощь по хозяйству.

С южных областей – Херсонской, Николаевской и других многие мужчины ходили в море в Одессе. Работали мужчины и на речных судах. Судоходство на Днепре и прилегающих речках всегда было развито. Естественно, большинство моряков и морских, и речных друг друга знали. Это было большое моряцкое братство. Позднее, уже в Мурманске, друзья и знакомые именно того моряцкого братства выручали Степана Ефимовича и семью в тяжелых жизненных ситуациях.

Среди этих друзей-знакомых был и Георгий Герасимович Тисленко.

Так продолжалось до осени 1929 года, когда раскулачивание докатилось до южных сел Украины.

Степана успели предупредить, и он не поехал домой, в надежде, что жену и детей не тронут. Но прадед ошибся. Жену и детей выгнали из дома, посадили на телегу и вывезли в Кучугуры (пески) и там бросили. Позже Степану удалось отвезти семью к друзьям, но там пробыли недолго, т.к. прятать «кулаков» боялись. Жену Степана с детьми тайно забрала к себе в сарай их бывшая молодая батрачка Мария.

Степан же был вынужден скрыться, поскольку за ним началась настоящая охота. Он снова уехал в Одессу работать.

В эти же годы Мурманск начал активно развиваться, требовались люди. Ехали на Север со всей страны. В том числе и из Одессы, из того самого моряцкого братства. В самом начале 1930-го уехал в Мурманск и Георгий Тисленко.

Понимая, что оставаться на юге опасно, Степан в 1930-м принимает решение уехать в Мурманск. А, если устроится, то и семью позже перевезти.

В Мурманске Степан устроился механиком на судно. Начал зарабатывать. Южное братство сохранилось и здесь, в Мурманске, среди тех людей, кто по тем или иным причинам приехали в Мурманск. По рассказам моей мамы (1938 г.р., внучки Степана) и самого Степана Ефимовича в решении главных вопросов – работы и жилья – всегда звучала фамилия Георгия Герасимовича Тисленко.

Поначалу жить было негде, Степана приютил знакомый кочегар. А чуть позже дали комнату на ул. Рабочей (нынешняя ул. Генералова на Жилстрое). Приехала в Мурманск и вся семья. Жена Степана, вскоре умерла, т.к. сказались последствия ночевок в холодной степи после раскулачивания. Оба сына – Сергей и Александр – тоже ходили на рыбацких судах и учились одновременно в мореходке.

Хочу отметить, что поразительно, насколько многие люди тогда были отзывчивы и добры. Нашей семье не раз приходилось временно жить у друзей-знакомых. И когда приехали в Мурманск в начале 30-х, и после войны, когда дом разбомбили. Иногда это были незнакомые люди.

И Степан Ефимович не обозлился на судьбу. Всегда был очень добрым ко всем окружающим, прекрасным отцом и дедом. Его очень уважали и любили сослуживцы. В начале 50-х Степан в море уже не ходил, работал на берегу, а в 1956 году уехал на родную Украину.

Умер Степан Ефимович в 1967 г. в Голой пристани, там же и похоронен.

Я знаю, что очень много мурманских семей связано с югом Украины, и с Херсоном в особенности. Уже после развала СССР в те приезды, что мы приезжали в Голую пристань на машине, к нам в обязательно подходил кто-то из незнакомых нам местных и с ностальгией рассказывал, что он тоже жил в Мурманске когда-то…

На снимках:

– Степан Блакитный. Одесса, 1909 год

– Семья Блакитных. Одесса, 1913 год

'Никитенко Дина Геннадьевна.