Блакитный Александр Степанович

БЛАКИТНЫЙ Александр Степанович - механик на судах Мурманского тралового флота. В 1950-е – 1960-е годы старший механик РТ-87 «Петрозаводск» МТФ.

– Это было шестое с начала 1963 года плавание моряков . Пять предыдущих также заканчивались с большим успехом, – пишет корреспондент газеты «Рыбный Мурман» об экипаже РТ «Петрозаводск». – В результате до выполнения программы пяти месяцев им осталось заготовить примерно 20 - 30 тонн соленой и свежей рыбы. А такой рубеж экипаж намечал взять к 1 Мая.

«Петрозаводск» — старое судно. Фактически его биография должна закончиться в августе. Исходя из этого, и план по добыче рыбы коллективу спустили сравнительно небольшой — 6700 центнеров. Начиная промысловый год, моряки, несмотря на большие трудности работы на потрепанном траулере, решили такое количество полуфабриката выработать ко Дню рыбака, а к 1 августа довести этот показатель до 8 тысяч центнеров. Результаты их труда говорят сами за себя.

В этот шестой рейс моряки выходили во главе с их постоянным капитаном Геннадием Сергеевичем Петровым… Промысел моряки начинали на Кильдинской банке. Пока рыбу солили, был смысл оставаться здесь, но когда подошла пора заготовлять свежье, капитан перешел на Рыбачью — треска там ловилась покрупнее…

Тринадцать суток, что находился «Петрозаводск» в море, были заполнены для моряков до предела. При четырехтонных уловах много не отдохнешь: вахты, подвахты. Но даже и при небольших подъемах дел находилось немало…

Сегодня «Петрозаводск» уже в море, стоянка была безремонтная. Видимо, «дед» Александр Степанович Блакитный, считающийся ветераном судна, сумел даже па «старичке» сохранить в достаточно хорошем состоянии машинное хозяйство. Это чувствуется и в плавании, когда из-за простоев механизмов экипаж не теряет ни минуты[1].

И еще об одном случае рассказала бассейновая газета, случае, характеризующем стармеха А. С. Блакитного. Дело в том, что в 1967 году РТ «Петрозаводск был поставлен в ремонт на Мурманскую судоверфь. В средний ремонт. «Работы на кем велись, что называется, ни шатко ни валко, в результате ремонт затянулся на три месяца сверх графика, – пишет корреспондент «Рыбного Мурмана» В. Тяпкин. – Последний срок ему был указан 20 сентября. На самом же деле траулер вышел па промысел лишь в конце ноября. Но недолго судно пробыло в море — всего 10 суток. Верну- 1ись моряки в порт и слышат: «Опять наш «Петрозаводск» собираются ставить в ремонт». Это было 12 декабря 1967 г.

С того дня, что судно ошвартовалось у причальной линии судоверфи, судоремонтники пять раз назначали сроки окончания работ, а капитан пять раз укомплектовывал и разукомплектовывал команду, а ремонту и сейчас конца не видно.

Почему же так получилось? А тут опять нужно вернуться к прошлогоднему ремонту, когда к 1 Мая ремонтники приложили все силы к тому, чтобы «вытолкнуть» судно в море. Что именно «вытолкнуть» — это на самом деле так было, другого слова тут не подберешь.

А было так. Старший механик траулера тов. Блакитный, видя, то ремонт главной машины произведен кое-как, до самого выхода в море отказывался подписывать акт на произведенные на судне ремонтные работы. Отказывался потому, что заранее предвидел: в рейсе машина может выйти из строя. Однако как он ни доказывал свою правоту и не требовал, чтобы машине заново произвели ремонт, никто его в тот момент не поддержал. Наоборот, его обвинили в техническом невежестве, руководители верфи грозились «испортить» Блакитному карьеру».

Но по настоянию Блакитного на судно дважды вызывали Регистр СССР. Это настоящим образом взбесило руководителей верфи.

— Вот ведь: один дурак закружил голову двадцати умникам (?!), — возмущался заместитель главного инженера тов. Телex.

Полную беспринципность проявил в тот момент начальник отдела технического контроля тов. Мараков, в обязанность которого входит борьба против брака и нарушений технологии ремонта.

— Сходишь один рейс, ничего не случится. А там посмотрим, – увещевал он.

Старший механик сдался. И в самом деле, а что он мог сделать, если инспектор Регистра дал «добро» на плавание?

Однако в рейсе стук в рамовом подшипнике увеличился. Мало того, к концу появился стук и в цилиндре низкого давления.

Когда же траулер поставили к причалу судоверфи и сюда направили специальную комиссию по обследованию дефектов, обнаружился еще один изъян: оказалась лопнувшей машинная рама.

На днях судоремонтникам понадобилось переставить траулер с шестого причала на десятый. Во время перестановки по вине команды буксира траулер «Петрозаводск» столкнулся с другим судном, стоящим на одиннадцатом причале, в результате чего у него оказалась поврежденной кормовая часть…

Казалось бы, все ясно: судоремонтники, что называется, «прибавили» себе работы, они и должны исправлять повреждение. Так нет, руководители судоверфи завели тяжбу с командованием траулера и требуют оформить на этот вид работы дополнительный заказ.

У промысловиков тралового флота с каждым днем растет задолженность по вылову рыбы. Одна из главных причин невыполнения суточного задания — нехватка кораблей на промысле. В числе судов, месяцами простаивающих в порту и у причалов судоремонтных предприятий, и траулер «Петрозаводск», который на протяжении последних семи месяцев лишь 16 дней пробыл на промысле и больше полугода стоит в ремонте…[2]

На снимках:

- Александр Блакитный со своим отцом Степаном Ефимовичем Блакитным и братом Сергеем.

- РТ-87 "Петрозаводск" - рыболовный траулер 1952-1970 г. Постройка - верфь "Oskarshamms Varv", Оскархамн, Швеция.

- сканы газетных публикаций об А. С. Блакитном


[1] Газета «Рыбный Мурман» № 32 от 1963 года.

[2] Газета «Рыбный Мурман» № 48 за 1968 год.


Спасибо Вам большое за материал об Александре Степановиче, брате моего деда. Мне очень понравилось, каким языком написана заметка. Точно пойман характер деда. Он был компанейский, очень общительный, балагур, и при этом - хороший специалист. Дата рождения Александра Степановича - 20.06.1914г. В годы ВОВ Александр воевал на Севере, в Кандалакше. Ушел на пенсию А.С. в самом конце 60-х. И с семьей уехал в г.Белая Церковь под Киев. Там он и умер в июне 2003-2004гг. (точно не помню).

Фото, которое я Вам выслала ранее, 1940 года. По правую руку прадеда Степана - сын Сергей (с очень короткой стрижкой), а по левую руку - Александр.

Я Вам прикрепляю фото. Это Александр Степанович Блакитный перед пенсией уже

Ещё раз спасибо Вам, что информацию и отклик!

С уважением, Дина Геннадьевна Никитенко

Тел. +7921-171-88-38

Блакитный Александр Степанович – стармех траулера « Петрозаводск» в 1963. Похвала \49.68\. Похвала \ 32.63\. Похвала. \18.59\.

Публикации в газете "Рыбный Мурман".

Первая цифра или цифры через запятую – номер(а) газеты; цифра после точки – год выпуска газеты в подшивке ХХ века.

Смотри полувековую подшивку газеты здесь http://kolanord.ru/index.php/periodika/gazety/5483...