Бакшевников Николай Александрович

Бакшевников Николай – редактор «РМ» с 1980 по 1982 годы. Интервью и фото. \2.00\. Фото. \15.99\.

Публикации в газете "Рыбный Мурман".

Первая цифра или цифры через запятую – номер(а) газеты; цифра после точки – год выпуска газеты в подшивке ХХ века.

Смотри полувековую подшивку газеты здесь http://kolanord.ru/index.php/periodika/gazety/5483...

Человек-эпоха

03.02.202410:30

Сомневаюсь, что мы бы собрались своим журналистским сообществом, буквально за считанные дни решив все заковыристые организационные вопросы, если бы не эта дата. 2 февраля легенде мурманской журналистики Николаю Бакшевникову исполнилось бы 80 лет.

Бессменный рулевой

Ветераны Мурманского регионального отделения Союза журналистов встретились за импровизированным «круглым столом», чтобы вспомнить этого человека-эпоху заполярной журналистики, последнего из могикан. Как еще четыре года назад, когда Николай Александрович был жив, по-свойски собирались за одним столом пресс-клуба, чтобы обсудить профессиональные вопросы, поделиться успехами и неудачами и попросту по-дружески пообщаться о житье-бытье.

Он был бессменным рулевым Мурманского регионального отделения Союза журналистов четверть века. Когда 8 сентября 2020-го сердце Николая Александровича остановилось, для всего заполярного журналистского сообщества это стало как гром среди ясного неба – казалось, что Бакша, как его любя по-свойски называли мурманские журналисты, будет жить вечно...

Любимая песенка

С именем Николая Александровича, как и с именем любой легенды, связано множество баек. В одной из них, очень популярной в прошлом, его в шутку называли заместителем декана ленинградского журфака. И он тоже любил посмеяться над ней.

Дело в том, что в конце второго курса из-за семейных обстоятельств студент факультета журналистики Ленинградского государственного университета Николай Бакшевников был вынужден перевестись на заочное обучение и вернуться в Мурманск. А байка родилась потому, что его высшее журналистское образование растянулось на долгие-долгие годы. Он за это время успел и в армии послужить, и несколько раз восстановиться на «заочке».

И в конце концов среди мурманских журналистов начала ходить такая шутка, что за эти бесконечные годы учебы Бакшевников стал как бы замдекана журфака по Мурманской области.

Рассказывая об этом времени, Николай Александрович любил вспоминать любимую в советские времена журналистскую песенку:

«Мы славим лесорубов,

монтажников, пилотов.

А кто, скажи, прославит

наш незаметный труд?!

Но мы с тобой не бросим

газетную работу.

Тем более что больше

нигде нас не берут!».

Культовые имена

Одно из моих интервью с Николаем Бакшевниковым было записано накануне его 60-летнего юбилея. И мне до сих пор его ответы кажутся знаковыми. А имена людей, о которых он вспоминал, навсегда останутся культовыми в эпохе становления и развития заполярной журналистики:

«Думаю, что это уже последний мой юбилей, на который я могу позвать всех тех, с кем шел долгие годы по этой жизни и дошел, наконец, до этого рубежа. Думаю, сейчас ко мне придут человек тридцать – сорок, среди них, конечно же, будет много журналистов. Но будут и люди, благодаря которым я пришел в журналистику. Владимир Николаевич Кисенко, которого я считаю своим крестным отцом. Он был первым секретарем Мончегорского горкома, вторым секретарем обкома комсомола. Человек, который нас, шалопаев, всегда брал под защиту. Даже тогда, когда ему что-то грозило за это, он делал все, чтобы человека из неприятности вытащить. Он-то и сосватал меня в журналистику. Буду вспоминать о своем первом редакторе Зое Быстровой. Надо было видеть, как она редактировала тексты, настолько изящно и необидно все это происходило! О Евгении Борисовиче Бройдо, который остался яркой фигурой в истории заполярной журналистики. Когда после войны, в марте 1957 года, «Комсомолец Заполярья» вновь открылся, Бройдо стал его редактором. О Бавыкине Анатолии Петровиче, приятно было с ним работать. Я помню его еще как начинающего корреспондента в «Мончегорском рабочем». Он вырос до главного редактора «Полярной правды». О Михаиле Васильевиче Зинове, которого в 1969 году пригласили редактором в «Комсомолец Заполярья», а до этого он был замредактора в «Кандалакшском коммунисте».

Проба пера

Николай Александрович знал и по имени, и в лицо, пожалуй, всех мурманских журналистов, неизменно поощрял на ежегодном балу прессы тех, кто только пробовал перо, если этот дебют оказывался удачным. И сам становился крестным отцом для юных и молодых заполярных журналистов, которые так же, как он, когда-нибудь передадут эту эстафету поддержки следующему поколению.

Анжелика КОВАЛЕВА.

Фото из архива редакции.