Шаповалов Константин Николаевич

Шаповалов Константин Николаевич - капитан дальнего плавания, хозяйственный руководитель. Родился в 1932 году в г. Чугуев Херсонской области. Окончил Таганрогскую мореходную школу, Мурманское высшее мореходное училище \1958\ по специальности судовождение на морских путях. Штурман на промысловых и транспортных судах Новороссийской базы Гослова, флотов Северного бассейна. С 1959 года второй, старший помощник капитана, с 1965 - капитан-директор плавбазы «Северодвинск». С 1966 года начальник службы эксплуатации, с 1970 – зам. начальника управления «Севрыбхолодфлот», с 1974 - начальник Мурманрыбфлота (затем – ген. директор Мурманрыбпрома), с 1977 - заместитель начальника ВРПО «Севрыба». В конце 1980-х годов уехал в Новороссийск, возглавил рыбопромышленное объединение.

Источник: «Развитие рыбной промышленности МО», том 2. еженедельник «Рыбный Мурман» (Энциклопедия Кольского края, 1999).

Шаповалов Константин Николаевич – зам. нач. ВРПО "Севрыба" в 1982. Цитата. \ 2.82\. Интервью. \24,30.82\. Авторская статья. \15.83\18,32.85\. зам. нач. управления "Севрыбхолодфлот" в 1973. Авт. статья. Начальник "Мурмансельди" в 1976. Авт. статья и фото. \ 1.76\1.77\.Фото \146.76\.Выступление \31.77\. предс. совета по экономическому образованию кадров главка "Севрыба" в 1980. Авт. статья. \ 32.80\. Зам. нач. главка "Севрыба" в 1980. Авт. статья. \ 42,50.80\45.81\. старпом плавбазы «Северодвинск» в 1963. Фото \ 5.63\. Капитан в 1965. Авт. статья \ 135.65\. Похвала \77.66\.

- После работы на промысловых судах наступил продолжительный период, причем лучший период в моей жизни, работы в составе аппарата «Мурмансельди», затем «Мурманрыбфлота» и «Мурманрыбпрома». Такие названия получил флот в дальнейшем. Мурманрыбпром славился своими людьми, везло флоту и на генеральных директоров. Я уже говорил о Бородулине Г.М. После того, как он перешел во вновь созданное управление «Севрыбхолодфлот», куда, кстати, перешли и наши плавбазы, его сменил Шаповалов Николай Харитонович. В мою бытность флотом руководили поочередно Ревнивцев Владимир Васильевич, затем Шаповалов Константин Николаевич и Головнин Геннадий Федорович. Все они отходили в море капитанами, затем возглавляли кадровые службы тралового флота, «Севрыбхолодфлота» и «Мурманрыбпрома» соответственно. По этому послужному списку видно, что упор делался не только на промысловые знания директоров, но и их умение работать с кадрами. Да, пожалуй, и ротация кадров из флота во флот тоже приносила пользу. Каждый вновь прибывший к своему опыту работы у себя во флоте, добавлял специфику работы специалистов «Мурманрыбпрома» и флот в 80-е годы и рос как на глазах, да и вниманием Правительства был не обижен. Неоднократно флот завоевывал Красные Знамена, перевыполнялся план, а значит, люди получали хорошую зарплату и премии. В таких условиях и работалось легче. Очень внимательным, интеллигентным и вместе с тем требовательным был Владимир Васильевич Ревнивцев. Никогда не срывался на крик, вопросы рассматривал с экономической точки зрения. Поэтому наверно его быстро заметили и уже через короткое время он уехал в Севастополь где возглавил ВРПО «Азчеррыба». Мы все знали о проблемах работы в южном регионе. На Севере не было таких «сволочных» взаимоотношений, как на юге. Здесь в ходу были и взятки и злоупотребления, да и судьба недавно посаженного в тюрьму за злоупотребления бывшего начальника этого ВРПО тоже не вдохновляла. Помню, как Владимир Васильевич с тоской прощался с Севером, ожидал всяких подвохов на новом месте. Уже потом я встречал его в Министерстве, и он посетовал, что работать очень сложно, возможно придется досрочно уйти, чтобы не иметь проблем. Впоследствии, я узнал, что он перешел на работу в Представительство Минрыбхоза в Болгарии и жил в Варне. Похожая судьба сложилась и у Шаповалова Константина Николаевича. Некоторое время после Мурманрыбпрома он работал заместителем начальника ВРПО «Севрыба», затем тоже перешел в руководство аналогичного объединения на юге. Больший период времени довелось работать с Головниным Геннадием Федоровичем. В прошлом капитан такого же «мукомола», как и «Буран» он добивался отличных показателей в работе, затем как один из инициативных капитанов был переведен для работы заместителем генерального директора по кадрам. Помню, как-то идет совещание на флоте в зале. Присутствует Каргин М.И. - начальник ВРПО «Севрыба», а я уже был секретарем парткома. Он в перерыве спрашивает, ну что, продлим линию на выдвижение кадровиков в генеральные директоры и вместо назначенного в Севрыбу Шаповалова К.Н., попробуем на этой должности Головнина Г.Ф. Я согласился и уже вскоре Геннадий Федорович был утвержден генеральным директором. Пожалуй, больше всего он запомнился своим предложением по организации сменных экипажей для работы в отдаленных районах промысла. Суть идеи была в том, что примерно на два судна будет три экипажа, которые будут работать поочередно, тогда у людей будет нормальный режим нахождения в море и на берегу. Были, конечно, опасения в части ухудшения технического состояния судов. Но эта идея была дополнена проведением грамотного междурейсового технического обслуживания силами вновь созданных РПК – ремонтно-подменных экипажей. В РПК была неплохая зарплата, люди туда подбирались мастеровые и отвечали за технику своей работой. Таким образом, удалось организовать нормальный режим жизни моряков, да и не «угробить» суда в техническом плане. На уровне руководства нам удалось добиться нормального взаимоотношения в работе. Обычно после утреннего графика Геннадий Федорович, я и председатель профсоюзного комитета Белобров Владимир Васильевич, собирались на пять-десять минут и говорили о флотских проблемах и вопросах, возникших у каждого. Таким образом, к примеру, нам удалось снизить объем попыток работников сторонних организаций, руководящего состава предприятий и организаций города в приобретении путевок в наш санаторий «Рыбак Заполярья». Надо признать, что этот санаторий был очень популярен в городе, и желающих съездить туда летом было, хоть отбавляй. Вот совместными решениями мы и отбивали многих желающих. В некоторых случаях генеральный директор говорил, что партком против, когда нужно, я говорил, что в профкоме нет путевок и т.д. Это один из незначительных примеров, когда приходилось маневрировать в потоке взаимоотношений в городе и области. Иногда приходилось просто заранее разыгрывать некоторые сценарии встреч или решений. Вспоминаю, как-то подошел ко мне главный инженер Резниченко Николай Александрович. Готовилась экспедиция и в ремонте стояло много сейнеров-траулеров типа «Союз». На них стояли нагруженные главные двигатели за счет наддува и поэтому чаще приходилось менять поршневые кольца. Николай Александрович с тоской сказал, что к путине несколько судов не удастся выставить по этой причине. Может, говорит, съездить на Кандалакшский механический завод, который тогда выпускал запасные части для этих и других дизелей и попросить их сделать дополнительный заказ. Правда говорит, я уже обращался, и мне отказали. Тогда решили, давайте попробуем через партийную организацию предприятия, скажем о путине, необходимости доставки рыбы в страну и т.д., может и удастся достучаться в таком случае. Вместе с генеральным директором определили маневр, запаслись копченой рыбкой и поехали на завод. Директор и партком, предупрежденные заранее, встретили нас по-доброму, провели по заводу. Но мы, как только дошли до цеха, выпускающие кольца, так и остались там. Поговорили с рабочими, посмотрели на заготовки, объяснили ситуацию и, все-таки дополнительный заказ был выполнен, суда ушли на промысел.

В.Ф.Никитин, сайт Союза рыбопромышленников Севера, 2010.